Когда очень давно, когда в нашей стране еще не было такого изобилия автомобилей шикарных марок, когда наши многоярусные шоссе не рассекали быстрыми вихрями новомодные глянцевые спортивные машины, бороздили дороги России старенькие запорожцы. Проспекты осенних дорог были запружены массой разноцветных пузатых автомобильчиков с удивительной и доброй историей. Тогда еще не было частных автошкол, и автоинструктор вождение мог преподавать лишь в рамках государственной программы. Да и правила учили по ГОСТу. Но, тем не менее, удовольствие обладать новым в те времена авто, за которым стояли очереди, который за счастье почитали выиграть в лотерею, было неземным.
Так откуда взяла запорожец? Во времена Хрущевской дисциплины родилась идея создания машины, число моделей которой побьет рекорды знаменитой «штатовской» модели Фиата. Тогда обладатели Фиатов в европейской части мира гордились обладателями пузатеньких аккуратненьких автомобильчиков. Машина же при этом была весьма габаритной. Хрущев рассчитывал повторить модель, но сделать ее менее вместительной, чтобы она была удобна для тех, кто не собирается перевозить большое семейство. Расчет был на целесообразность и на узкоколейные дороги. Сперва запорожец не имел никакого названия, а носил условное кодовое обозначение 444. Модель первой разработки была точной копией Фиата-600, правда в дальнейшем был изменен диаметр колес в сторону увеличения. Эти новшества полностью изменили структуру подвески и повлияли на внешние эстетические моменты облицовки корпуса. Способ крепления подвески был позаимствован у Фольксвагена-Жука, отчего машина стала вовсе нестандартной.
Основные проблемы начались при разработке двигателя. В Фиате двигатель внутреннего сгорания был надежным и обладал отменными ходовыми характеристиками, а в Запорожец первого образца он попросту не умещался. Кроме того, заводы не имели необходимого оборудования для конвейерного производства таких двигателей. Пришлось использовать модернизированную модель мотоциклетного мотора "ИМЗ-М-61". Он обладал слабой износоустойчивостью, имел плохое охлаждение и чрезмерно высокий картер. Вследствие многочисленных доработок Госплан принял решение использовать модель двигателя на основе модели фирмы "BMW", который был разработан для декантируемого вездехода. Модель наконец была приведена в исполнение, и в 1960 году завод «Коммунар» выпустил первую серию ЗАЗов. Сейчас любой автоинструктор в Москве знает, что такое Запорожец. Прошли годы, а машина все еще исправно служит нашим соотечественникам.