11.08.2010
Во времена СССР Жигули считались отличной машиной - и вовсе не потому, что тогда наш автопром не отставал от западных аналогов, просто в те времена практически все люди жили по средствам, а ввоз автомобилей из-за рубежа фактически был запрещён. В результате люди сначала копили на автомобиль деньги, а затем вставали в очередь на его покупку. При этом самые ушлые вставали в очередь ещё до этапа накопления, надеясь, что к тому моменту, когда с конвейера сойдёт их автомобиль, они уже смогут за него расплатиться. В итоге только что купленный автомобиль, зачастую, можно было практически немедленно продать по двойной цене - подобное явление и называлось "дефицит". Винить в нём коммунистов никак нельзя, ведь наша экономика просто объективно не могла обеспечить всех желающих автомобилями, точно так же, как не может она этого сделать и сейчас - в результате иномарки к нам поступают в обмен на нефть, газ, лес, алмазы, цветные металлы и прочие полезные ископаемые.
Ситуация с дефицитом автотранспортных средств складывалась в течение десятилетий, что и породило у народа искреннюю убеждённость в том, что автомобиль - это такой же актив как квартира или дача. Даже выстроился знаменитый треугольник состоятельной семьи, который состоял из квартиры, дачи и автомобиля. На самом деле, само собой, автомобиль - это просто средство транспорта, которое предоставляет своему владельцу определённую свободу. В то же время надо признать, что и требует он также немало. Это сейчас запчасти МАЗ, ВАЗ и ГАЗ можно купить на каждом углу - а раньше необходимые детали порой даже тихонько вытачивали на родном заводе, оставаясь на работе после смены.
Итак, к чему мы пришли? Дефицита автомобилей сейчас нет. Запасных частей также в избытке. Так в чём проблема? А проблема в том, что в крупных городах дорожная сеть, созданная ещё при коммунистах, просто не рассчитана на такое количество автомобилей. То есть, в Москве уже зачастую просто нет смысла владеть автомобилем - всё равно на нём никуда не уедешь. Разумеется, если в семье есть маленький ребёнок, или если предстоят преимущественно ночные поездки, то автомобиль крайне необходим. В остальных случаях без него уже становится даже немножко проще, чем с ним. И это неправильно. Ведь автомобилизм - это прекрасно. Нам нужно активнее развивать сеть подземных парковок и автострад, что-то придумывать с перехватывающими парковками у конечных станций метро - ведь если люди перестанут ездить на автомобилях, нашей экономике будет нанесён достаточно серьёзный ущерб.