26.05.2010
История чешской фирмы Skoda начиналась с небольшой велосипедной мастерской, открывшейся в конце позапрошлого века, в 1895 году. Владельцы мастерской, Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент, не только ремонтировали велосипеды, но и не стеснялись их изобретать. Так, например, одноцилиндровый двигатель, вделанный велосипедную раму, позволил создать нечто новое – прообраз нынешнего мотоцикла. Первый мотоцикл был сделан в 1898 году, а в 1901 году началось массовое производство мотоциклов, развивавших приличную по тем временам скорость – 40км/час.
Тогда фирма еще не носила название Шкода. Мотоциклы изготовлялись с маркой Laurin&Klement. За мотоциклами последовали автомобили – вначале с двухцилиндровыми двигателями, потом с четырехцилиндровыми. Успех сопутствовал чешским конструкторам, их автомобили побеждали на гонках и приобретали популярность.
Фирма росла, преобразовалась в акционерную компанию, производство было расширено. Все время осваивались новые модели: грузовые и легковые машины, самолетные двигатели. Выпускаемые фирмой автомобили и цены на них различались – от шикарных и дорогих моделей до демократичных машин, приспособленных для езды по узким улицам и горным дорогам.
Первая мировая война диктовала свои требования – производство было переведено на выпуск военной техники.
Динамичная и мощная автомобильная компания просуществовала первые тридцать лет с названием Laurin&Klement. Только в 1925 году, после слияния с акционерным обществом Skoda, автомобили, выпускаемые в Млада Болеславе, получили хорошо известное ныне имя Шкода. Эмиль Шкода – так звали учредителя акционерной компании, выкупившей акции Laurin&Klement.
Новое руководство компании озаботилось поисками эмблемы, фирменного знака. Одно из экзотических предложений – изобразить профиль индейца в уборе из перьев. Это, возможно, было следствие увлечения Майн Ридом, но к Чехии все же имело очень касательное отношение. Макет знака с головой индейца был изготовлен и долгое время украшал директорский кабинет. А символом Шкоды стала крылатая стрела.
В двадцатые годы производство еще не было унифицировано, а выпускаемая продукция поражает разнообразием. Легковые автомобили, грузовики, автобусы, самолеты, тягачи для перемещения самолетов по аэродрому – все это изготовлял автомобильный завод в Млада Болеславе. В тридцатые годы были приняты меры по повышению производительности, унифицированы многие узлы и агрегаты, и количество выпускаемых автомобилей резко возросло. Небольшие, с хорошей проходимостью легковые автомобили Шкода разъехались по разным странам мира. После Второй мировой войны их было много и на российских дорогах. В 60-е годы автомобилей Шкода на дорогах Советского Союза было ненамного меньше, чем отечественных Москвичей.
В 1991 году автомобильный завод вновь сменил владельца. Теперь компания Шкода входит в концерн Фольксваген Груп. Последние модели, сошедшие с дисплеев конструкторов и заводского конвейера - весьма амбициозны и шикарны. Название Skoda Superb говорит само за себя. И все же для большинства автомобилистов Шкода ассоциируется с небольшим, выносливым, надежным и недорогим автомобилем.